Художественные приемы кинематографа
мастер-класс в рамках конкурса "ПРОРАЙОН"
направление братьев Люмьеров
документальное кино: снимали друг друга, свои семьи, своих детей, знакомых, друзей, архитектуру, пейзажи, цветы, лошадей, собак, кошек, памятные событии и делали это исключительно для себя, на добрую память.
направление Жоржа Мельса
художественное кино: придумал целую систему трюков, среди которых стоп-кадр, многократная экспозиция, съёмка в кашэ, съёмка в рапиде и т.д., ими и по сей день пользуются на всех съёмочных площадках мира.
ранние документальные фильмы
Documentary: A History of the Non-fiction Film, Erik Barnouw

Джеймс Уайт (США) - испано-американская война
Джеймс Уллиамсон (Англия) - англо-бурская война
Томас Эдисон (США) - русско-японская война
Оле Олсен (Дания) - сафари


ранние документальные фильмы
горшочек каши

Извержение Вулкана на Мартинике, реж. Жорж Мельес, 1902


поэтико-экспериментальное кино
- через субъективное впечатление, ассоциативный ряд, бессвязные действия, рваный монтаж
- в центре внимания режиссёра образы и эстетика
- содержание уходит на второй план
- создается настроение за счет цвета, света, фактуры, звука, ритма
Первые поэтические документальные фильмы появились в 1920-х годах в качестве реакции на общепринятые законы и конвенции, действующие тогда в киноязыке. И это вид документального кино присвоили себе режиссеры, которые поддерживали теорию и практику французского киноимспрессионизма («Фотогения», Луи Деллюк, 1924) и советскую теорию киномонтажа (Дзига Вертов).
городские симфонии
"Берлин. Симфония большого города"
реж. Вальтер Руттман, Германия, 1927

Фильм начинается с поездки на поезде, открывающее действие, длиною в один день, переходящее от утренних пустых улиц к давке дня и к спокойствию вечера. Главные герои фильма это школьники, рабочие, служащие, чиновники, нищие и горожане. Автомобили, трамваи, экспрессы, любовь, брак и смерть, раскрывают ритм большого города со всеми его контрастами.

«Дождь», реж. Йорис Ивенс, Нидерланды, 1929

В течение четырех месяцев Ивенс снимал Амстердам во время дождя: улицы, реку, каналы, крыши домов, прохожих, укрывающихся зонтами, трамваи, машины, окна домов, а затем сложил все эти кадры в гармоничный музыкально-поэтический ряд.
«По поводу Ниццы», реж. Жан Виго, 1930

Над фильмом работал Борис Кауфман - брат Дзиги Вертова - выдающийся оператор мирового кино, снявший «Аталанту» Жана Виго и «Двенадцать разгневанных мужчин» Сидни Люмета.
«Нью-Йорк, Нью-Йорк», реж. Фрэнсис Томпсон, США, 1957

Мы видим Нью-Йорк 1950-х годов, таким каким он снят через множащие призмы или каким отражается в тыльной стороне ложки, отполированных дисках автомобильных колес, сферических и параболических зеркалах. Мы по-прежнему узнаем дома, людей, фасады магазинов, такси, но узнаем их как элементы одной из тех живых геометрий, которые так характерны для визионерского опыта.
«Это свидание», реж. Клод Лелуш, Франция, 1976

Ранним августовским утром 1976 года, центр Парижа был разбужен рёвом автомобиля, проносящегося на высокой скорости по улицам французской столицы. Путь начинается с туннеля на трассе Периферик в районе авеню Фош, проходит мимо известных достопримечательностей таких как Триумфальная арка, Опера Гарнье, площади Согласия, а также Елисейских полей. Когда автомобиль подъезжает к лестнице на Монмартр, напротив Сакре-Кёр из него выходит водитель и обнимает молодую девушку на фоне известного вида Парижа.

«Москва», реж. Михаил Кауфман; «Прага ночью», реж. Сватоплук Иннеман; «Только время», реж. Альберто Кавальканти; «В Вальпарансо», реж. Йорис Ивенс; «Манхэттен», реж. Пол Стрэнд, Чарльз Шэлер; «Сена встречает Парижа», реж. Йорис Ивенс.
"Башня", реж. Рене Клер, Франция, 1928

В своём фильме Рене Клер рассказывает о знаменитой Эйфелевой башне, которая была построена для Всемирной выставки 1889 года. Первоначально 300-метровое железное творение известного инженера Густава Эйфеля планировалось демонтировать через 20 лет после сооружения. К тому же дерзкий проект возмутил творческую интеллигенция Парижа и всей Франции, посчитавшую, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города и разрушит неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков.
" Угольный забой", реж. Альберто Кавальканти, Великобритания, 1935

Относится к английской школе документального кино. Формула Д. Грирсона - "Документальный фильм - это творческая интерпретация действительности". Поставив во главе своей работы идею блага общества, авторы видели пути реализации этой идеи в привлечении внимания зрителей к достоинству простого труда, в показе гармоничности и зрелищности обыкновенных трудовых процессов.
"Стекло", реж. Берт Хаанстра, Нидерланды, 1958

Фильм рассказывает о работе стеклодувов. Сам Ханстра определял жанр фильма как «экспериментальную кино поэму», а движения стеклодувов сравнивал с танцем, сопровождаемым джазовым квартетом Пима Якобса. Ускорение темпа во многом связано с советским стилем киномонтажа того времени.


" Свободна и Родина", реж. Жан-Люк Годар, Анн-Мари Мьевиль, 2002

Название фильма происходит от фразы на флаге швейцарского кантона Во, откуда оба режиссера. Создание фильма приурочено к швейцарской национальной выставке 2002 года. Кино рассказывает про малоизвестного швейцарского художника Эме Паш.
публицистические фильмы
- носят разъяснительный характер, предоставляют информацию по какой-то конкретной теме или историческому событию
- используются закадровый текст
- видеоматериал призван иллюстрировать, подтверждать слова
- важную роль играет авторский закадровый текст, задача которого представить логические и веские аргументы, способные убедить зрителей
- авторитет диктора («голос Бога»), т.к. комментарий должен звучать «объективно» и всезнающе
"Да здравствует Тур-де-Франс", реж. Луи Маль, Франция, 1962

Лента динамичная, смешная и драматичная, как и сама знаменитая многодневная велогонка, одно из самых трудных и престижных соревнований в мире. Несмотря на короткометражность, в картине уместилось немало любопытной информации (которая сегодня представляет и исторический интерес, поскольку за 50 лет гонка неузнаваемо изменилась) и — главное — удивительных наблюдений за проявлением человеческой натуры в экстремальной обстановке.
"Салют, кубинцы", реж. Аньес Варда, Франция, 1950

В фильме «Привет, кубинцы!» Варда продолжает опыт своего друга Криса Маркера – опыт создания фотофильма, как в фильме «Взлётная полоса» (1962). Фильм сделан из фотографий, привезенных Аньес Вардой с Кубы.
метод длительного наблюдения
- непрерывная съемка объектов без вмешательства автора
- нет интервью в привычном смысле
- как правило, не используется музыка
- нет закадрового комментария, который интерпретировал бы изображение и таким образом управлял зрительским вниманием
- комментарий используется только там, где он необходим, чтобы что-то пояснить
"Старше на 10 минут", реж. Герц Франк, Латвия, 1978

Все наше внимание сосредоточено на лице мальчика, наблюдающего за невидимым нам представлением в кукольном театре. Сколько эмоций в его глазах! Поначалу — равнодушие, потом — любопытство, что-то всерьез его зацепило, сопереживание, радость, затем — тревога, страх, ужас и наконец счастливое облегчение — добро победило… На экране мальчик переживал столько эмоций, что на глазах зрителей превращался в новую личность.
"Десять минут молчания для Джонна Леннона", реж. Раймон Депардон, Франция, 1980

Камера останавливается на лицах людей, которые пришли в Центральный парк почтить память своего кумира. Депардон, даже вторгаясь в чужое частное пространство, в личную зону другого человека, остается тактичным. В толпе он — наблюдатель. Оставаясь с человеком наедине, он превращается в свидетеля.
"Тайна Пикассо", реж. Анри-Жорж Клузо, Франция, 1956

В фильме приоткрыта завеса тайны над творческим процессом Пикассо. Прямо перед камерой великий художник создаёт и уничтожает на стекле 15 оригинальных произведений: сначала монохромный эскиз, затем — яркие цветовые пятна, вереница усложнений и переосмыслений первоначального замысла. Клузо, знавший Пикассо с 1920-х годов, ставит его в жёсткие временные условия, доводя художника до крайней степени творческого напряжения.
мокьюментари
Цель мокьюментари — заставить зрителя не принимать всю информацию на веру, анализировать окружающую реальность. Мокьюментари учит быть бдительным, скептически относиться к окружающим событиям и замечать несостыковки.
"Зелиг", реж. Вуди Аллен, США, 1983

Леонард Зелиг, заурядный тип, становится знаменитым после того, как обнаруживает уникальную способность физически и духовно перевоплощаться в кого угодно — от Чарли Чаплина до Адольфа Гитлера, от толстяка до китайца. И, главное, великий имитатор не знает пределов совершенству.
личная докуменаталистика
Автор — главный объект исследования, регистрирует свою жизнь на пленку, а потом пытается осмыслить ее у нас на глазах. Определенным образом смонтированные кадры подкреплены как бы дневниковыми записями, которые автор читает за кадром. Такое кино сильно личное, нетрадиционное, возможно с элементами поэтического или экспериментального кино.
"Побережье Аньес", реж. Аньес Варда, Франция, 2008

Это самая настоящая автобиография, в которой режиссер рассказывает о своих фильмах и жизни, начиная с детства. Показывает свою семью, детей, внуков, людей, которые для неё много значат. Аньес Варда безоговорочно верит в простую идею «жизни», но то, что кажется простым, скрывает сложность режиссуры.

Made on
Tilda